Чекист онлайн

12-01-2016, 17:52

Реклама:

Чекист
Чекист - смотреть онлайн бесплатно в хорошем HD качестве
0Проголосовало: 0
Год:1992
Страна:Россия, Франция
Бюджет:
Жанр:
Время:1 час 33 минуты
Рейтинг:Кинопоиск: 6.981 (1183)
IMDB: 7.10 (505)
Актеры:, , , , ,
Режиссер:
    Описание:Действие происходит в страшные времена «красного террора», когда без суда и следствия были уничтожены миллионы людей. Кто приводил в действие адскую машину смерти? Психологический портрет революционного палача - в центре фильма.

    Знаете ли вы, что:Фильм снят по повести Владимира Зазубрина «Щепка» (1923).
    ЭТО ЧЕСТНЫЙ И ЖЕСТОКИЙ ФИЛЬМ.Про такой фильм нельзя говорить \'он мне понравился\'. Это тяжелый фильм. Но его надо показывать тем, кто верит в сказки про доброго дедушку Ленина и мудрого Феликса - друга беспризорников. Хотя, судя по отдельным рецензиям к фильму, для таких рецензентов это уже бесполезно. Как говорится: \'Но есть же факты! - Тем хуже для фактов!\'. Тема \'красного террора\' раскрыта польностью. Очень немаловажный момент фильма - организатор террора в отдельно взятом городе - типичный русский интеллигент. Это о мифах, что Русь погубили исключительно инородцы. Да, они были и в огромном количестве - латыши, венгры, китайцы, немцы. Но ужас состоит в том, что руководителями террора были представители российской интеллигенции - граждане империи. Безжалостно истребляющие русскую элиту империи. Вот в чем основной парадокс истории и фильма. И это показано блестяще. Нам показали всего около 10% правды. Полную дозу, наверное, человек не выдержит. Вот, что пишет достаточно объективный современный историк Шамбаров: \'к концу весны 19-го была уже создана мощная централизованная машина террора. Всю страну покрыла густая сеть карательных учреждений — были чрезвычайки: губернские, уездные, городские, волостные, железнодорожные, транспортные, иногда даже сельские и фабричные, плюс военные, военно-полевые, военно-революционные трибуналы, плюс народные суды, особые отделы, чрезвычайные штабы, разъездные карательные отряды и экспедиции. Унифицировалась и сама процедура казней. Вместо энтузиастов-«любителей» теперь действовали «профессионалы», во всех карательных учреждениях существовали должности штатных палачей — они назывались комендантами или помощниками комендантов, а в просторечии — «комиссарами смерти» или «ангелами смерти». Было признано, что публичные экзекуции нецелесообразны, вызывают чувство жалости к жертвам и поддерживают их народным сочувствием. Для запугивания людей оказалось эффективнее, когда приговоренные просто исчезают в неизвестность. И расправы стали проводить по ночам, в укрытых от посторонних глаз местах. При выборе таких мест учитывались и санитарные соображения. Расстрелы стали проводиться по общим методикам — обреченные должны были раздеваться донага, ставились на колени (вариант — ложились ничком), и умерщвлялись одним выстрелом в затылок\' Фильм один в один был создан по повести В. Зазубрина \'Щепки\'. Тем рецензентам, кто не в курсе В. Зазубрин свидетель тех событий. У него интересная судьба. В молодости революционер, потом мобилизованный царский офицер, воевал в колчаковской армии и добровольно перешел на сторону красных, красные настолько ему доверяли что дали ему должность, по политической линии, в военной армейской газете. Поэтому в \'Щепках\' Зазубрин не ОСУЖДАЕТ чекистов, а жалеет, мол \'надрываются на тяжелой работе во имя счастливого будущего\'. \'Щепки\' это история о тяжелой судьбе чекистского руководителя, сходящего с ума от колоссальных психологических перегрузок. А как же? Руководить расстрелами это вам не сахар! Что такое ЧК? Это орган террора. Не следственный, не оперативный, не судебный. Попасть в ЧК означало в 99% одно - смерть. На ЧК возлагалась задача уничтожения классовых врагов и их пособников. Кто это такие ? Офицеры и генералы, священники, чиновники империи, полицейские, судьи, прокуроры, активисты небольшевистских партий - эсэры, кадеты, октябристы а также члены их семей - жены, дети, родители. Не надо конкретной вины. Если человек принадлежал к данной категории населения это автоматический приговор. Быстрые формальности по оформлению и в расстрельный подвал. Имеющий глаза и ум может, если захочет, прочитать массу исторической литературы о красном терроре. Это - единственный фильм о нем. Снятый хоть и скромно в традициях разрухи 90-х но очень хлестко и правдиво. Но еще не очень жестоко. Кто так не считает - пусть прочитает повесть Зазубрина \'Щепки\' там все очень натурально описано. Сам автор - Зазубрин, дожил до знаменитого 37 го года. И его с женой расстреляли совсем другие представители ведомства, работу которого он так воспевал.

    Повесть о чекисте«-Революция научила русских людей принимать смерть достойно.» (с) Уже не однократно приходилось писать о том, что в «перестроечные» годы в нашей стране наконец то могли беспристрастно осмыслить «завоевания Октября», да вообще всю русскую Революцию. В том числе и первые годы Советской Власти, когда в стране была диктатура пролетариата. Нет нечего удивительного в том, что подобную возможность быстро использовало и \'важнейшее из искусств\'. Только если в советские годы кино служило этакой ширмой скрывающей от народа истину, своеобразной рекламой правящего строя; то во время Перестройки взяло курс на обратно пропорциональные цели. Теперь зло некогда творимое большевиками подверглось критике и разоблачению. Один за другим начали появляться «чернушные» фильмы про несправедливость и произвол советской системы. Но если большинство кинематографистов волновали годы сталинских «чисток» и репрессий, то начинающий на тот момент режиссёр Александр Рогожкин ( будущий создатель «народных» хитов про «охотников» и «рыболовов» ), правда не в Перестройку, а уже в начале 90-ых – снял бескомпромиссного и кровавого «Чекиста». Принятый в год выхода крайне критически, не нашедший ни у «левых» ни у «правых» одобрения, тем не менее – этот фильм стал своеобразной квинтэссенцией «разоблачительного» кино тех лет. Удивительно то, что ставился он на «Ленфильме», а финансировался большую частью на иностранные деньги. Продюсер фильма Ги Селигман помогал также Алексею Герману с его «Хрусталёвым». Артисты снимались в кино на тот момент не известные, но это только способствовало созданию необходимой атмосферы картины. Сценарий фильма написал французский писатель - историк Жак Бэнак, которого долгое время занимала русская Революции. Он в те годы часто сотрудничал с нашими кинематографистами – по его сценариям ставили свои картины Александр Муратов и Павел Чухрай. За основу сюжета был взят малоизвестный, ранее не публиковавшийся рассказ репрессированного в 30-ые годы советского писателя Валерия Зазубрина «Щепка» - повествующий о работе провинциального ЧК в первые годы после Гражданской. Бессмысленные расстрелы происходят каждый день. Проходят казни сотен людей, проходят как то рутинно и буднично. Осуждённых до того содержащихся в застенках «чрезвычайки», заставляют спустится в сырой подвал, где приказывают раздеться и встать к прибитым к стене дверям. После пятеро чекистов из револьверов стреляют осуждённым в затылок. Потом тела грузят на стоящую на рельсах телегу и отвозят в другой конец подвала, откуда верёвками подымают на верх под выкрик «-Давай!», погружающих их в грузовик, который сверху укрывается брезентом. Затем из шлангов смывают кровь с тех самых «дверей на тот свет»... Вся эта процедура ритмично и монотонно повторяется несколько раз на дню, и происходит под одну и ту же весёлую песенку «Ехал на ярмарку ухарь-купец…» - играющую на патефоне. Главный герой – молодой интеллигент Андрей Срубов, явно дворянского происхождения. Остальное от расстрелов время проводит сидя в своём кабинете и философствуя с сослуживцами об основах марксистско-ленинской науке. Его товарищ – образованный еврей Исаак Кац – как становится позже ясно, отдал приказ о расстреле его отца. Но это несколько не смущает Срубова, более того – когда сам Кац хочет поговорить на эту тему, сам герой его перебивает прося завести разговор о чём то серьёзном. Другой участник «тройки» - неприятный и совершенно безразличный ко всему Ян Пепел ( кстати, сыгранный Алексеем Полуяном – маньяком из «Груза 200» ). Вместе они прочитывают списки арестованных гражданских: кто то является родственником белогвардейца, кто то укрывал во время Гражданской раненных «беляков», кто то служил у них сестрой милосердия, а кто то имел наглость ругать Советскую Власть. И приговор для каждого, вне зависимости от степени его «вены» всегда один – расстрел. Причём уже в вынесении смертного приговора виден зачаток будущей бюрократии: казнят только тех, кто имеется в соответствующих списках. Прочих – будь это хоть бывший противник, едва не убившей тебя в своё время на поле брани – свободно отпускают из мрачных застенков… Удивило то, что в свободное от работы время к отдыхающему, например пьющему в ресторане чай Срубову, запросто могут подойти критически относящиеся к работе ЧК молодые идеалисты и не только оскорбить, но так же ударить по лицу. На что практически постоянно отрешённый начальник местных чекистов совершенно не как не реагирует! Если честно, то в такое как то слабо верится, тем более что некоторых запросто арестовывали и приговаривали хотя бы за то, что они срывали с госучреждений красный флаг. А тут прямое оскорбление власти в лице красного комиссара – и в ответ нечего! Возможно режиссёр хотел сказать этим то, что карающая система была беспристрастна. Но ведь в фильме имеется эпизод, когда один бывшей юнкер на распоряжение раздеться, усмехнулся в лицо палачам и сказал «-Я привык, что б меня холуи раздевали!» - за что молодого человека конечно же жестоко избили. Другой смельчак и вовсе плюнул одному из красноармейцев в лицо, за что был тут же застрелен… Но в целом, если не обращать внимание на подобные нелогичные эпизоды – фильм производит впечатление холодного, бесчувственного как и сам главный герой, созерцания произвола. Правда в финале рассудок товарища начальника Срубова «даёт течь», и его отправляют в психушку, не смотря на то, что тот скорее предпочёл бы встать за место пятого к «расстрельной» двери… Операторская работа, на удивление неплохая. Даже качество поздней советской киноплёнки не слишком удручающее. Видно, что над фильмом трудились настоящие профессионалы, а не любители случайным образом попавшие в кинобизнес. Как это зачастую случалось в начале 90-ых, когда через съёмку картин главным образом «отмывали» деньги жулики всех мастей и бандиты. Правда в шедевры отечественного кинематографа «Чекист» не попадает. Как бы не старался Александр Рогожкин копировать стилистику «революционных» советских лент ( например «Своему Среди Чужих…» ), у него получилось антисоветское кино в полном смысле этого слова. С лишёнными харизмы персонажами, кровью, насилием и большим количеством обнажёнки – типичное «перестроечное» кино. Сегодня этот фильм мало кто помнит, и мало кому он интересен, ибо на тему красного террора в последствии были сняты более умные, и менее «чернушные» фильмы. В отличии от «Чекиста», в котором убийства на минуту экранного времени просто зашкаливают. Но если вы интересуетесь ранними российскими ( имею в веду - появившимися после 91-ого года ) фильмами, спокойно «перевариваете» весь этот негатив захлестнувший отечественные экраны во время Перестройки, то лента известного ныне, в основном своими «народными» комедиями Рогожкина – будет для вас весьма занятной. Если же вы - бабушка пенсионерка, то вам это кино противопоказано. Лучшим в таком случае для вас будет пересмотреть советскую картину 60-ых, название которой иронически выведено в заглавие данной рецензии.

    Коллективное забвение.Только что посмотрел картину и спешу поделиться свежеиспеченными впечатлениями. На протяжении всего фильма, глядя на реконструкцию всех этих революционных зверств, я задавался лишь одним вопросом: \'Неужели человек человеку настолько враг?\' Как бесчувственно, пылая яростью, и без малейшего зазрения совести красные палачи расправляются со своими соплеменниками, не поддавшимися пропаганде. Страшно, что рука за весь фильм ни у кого даже не дрогнула: людей группами организованно уничтожали возле сгнивших дверей. Во главе сюжета находится Срубов, руководящий этой мясорубкой, а также его \'партнер\' по фамилии Пепел ежедневно принимают решения о расстреле сотен \'неугодных революции\' граждан. После зачтения каждой фамилии звучит слово \'расстрел\', и они даже не вникают в суть того, чем именно конкретный человек насолил пролетариату. В какой-то момент чтец ехидно проверяет их бдительность, зачитывая фамилию одного из чекистов, после чего тот \'на автомате\' приговаривает себя к расстрелу. Так, наверное, и происходило, но понимать это (не говорю о том, чтобы принять), имея более-менее здоровую психику, - странно. Вот и Срубов в конце слетает с катушек и оказывается у той же самой двери, только в его случае вместо шквала патронов его окатывает шланг санитара. В чем-то, кстати, показательно, что кино снято на закате империи, воздвигнутой гнусными силами этих злодеев, ведь стало тому самому пролетариату явно не лучше...
  • 0

    Не нравится

Просмотров • 79

Отзывы

  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив